Фомичева
Анна
Сергеевна
Подписан: Фомичева Анна Сергеевна
DN: ИНН=662402392892, СНИЛС=12364697167,
E=mucboun-tura@mail.ru, C=RU, S=Свердловская
область, L=Нижняя Тура, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖНЕТУРИНСКОГО ГОРОДСКОГО
ОКРУГА ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№1 ИМЕНИ Е.В. ПАНКРАТЬЕВА""", G=Анна Сергеевна,
SN=Фомичева, CN=Фомичева Анна Сергеевна
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: место подписания
Дата: 2021-05-26 14:27:23
Foxit Reader Версия: 9.7.2
1. Общие положения
1.1. Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности (далее –
Положение) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Е.В. Панкратьева» (далее –
МБОУ «СОШ №1») определяет цель и порядок организации проектной и
учебно-исследовательской деятельности обучающихся в процессе реализации
основных образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования (далее соответственно – ООП НОО, ООП ООО,
ООП СОО).
1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего
образования,
утвержденного
приказом
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с
изменениями и дополнениями, внесенными приказами Минобрнауки РФ
от 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012 № 1060, 29.12.2014
№ 1643, 18.05. 2015 № 507, 31.12.2015 № 1576);
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего
образования,
утвержденного
приказом
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с
изменениями и дополнениями, внесенными приказами Минобрнауки РФ
от 29.12.2014 № 1644., 31.12.2015 № 1577);
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего
образования,
утвержденного
приказом
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с
изменениями и дополнениями, внесенными приказами Минобрнауки РФ
от 29.12.2014 № 1645., 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613).
1.3.Общее руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью
обучающихся, ее координацию, контроль за выполнением этапов, а также
методическую и организационную помощь на каждом этапе осуществляет
заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Проектную и учебноисследовательскую деятельность обучающихся непосредственно организуют и
руководят ею учителя-предметники.Консультантом проектаобучающегося
могут быть иные педагогические работники (например, педагог-психолог),
родители
(законныепредставители)
обучающихся,
сотрудники
иных
организаций по профилюпроекта (социальные партнёры).
2. Цели, задачи и характеристика проектной и учебно-исследовательской
деятельности
2.1. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся МБОУ
«СОШ №1»является неотъемлемой частью реализации ООП НОО, ООП ООО,
ООП СОО.
2.2. В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности
обучающихся лежит системно-деятельностный подход.
2.3. Целью реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности
является достижение обучающимися планируемых результатов на уровне
личностных, метапредметных и предметных результатов, зафиксированных в
ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО.
2.4. Задачи реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности.
На уровне начального общего образования в качестве инструментария
формирования универсальных учебных действий, а также в качестве
критериальной базы оценки достижения обучающимися планируемых
результатов на уровне метапредметных и предметных результатов,
зафиксированных в ООП НОО, выступает метод учебного проектирования.
Задачи начального обучения проектированию включают формирование
следующих умений:
Планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с
выработанным планом;
Планировать работу другого (других) для достижения определённого
результата;
Анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая
собственные знания (рефлексивные умения);
Анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи или
поставленной цели;
Ставить себе задачу по сформулированной цели для последующего решения;
Предъявлять и представлять ход проделанной работы и её результат.
На уровне основного общего образования делается акцент на освоении учебноисследовательской и проектной работы как типа деятельности, где материалом
являются, прежде всего, учебные предметы. На уровне среднего общего
образования исследование и проект приобретают статус инструментов учебной
деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения
социальной жизни и культуры.
2.5. Определение проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Учебный проект – метод организации образовательной деятельности,
основанный на постановке социально или личностно значимой цели и её
практическом
достижении;
самостоятельная
продуктивная
или
исследовательская деятельность обучающегося, которая имеет не только
учебную, но и научно-практическую или социальную значимость. Основной
тип учебного проекта – практико-ориентированный.
Критерии оценки учебного проекта:
Актуальность и социальная значимость проблемы, на разрешение которой
направлен проект;
Глубина изучения проблемы;
Наличие и качество практического результата, нацеленного на решение
проблемы.
Главная особенность учебно-исследовательской деятельности – это созданный
интеллектуальный продукт, устанавливающий конкретную (научную) истину в
ходе реализации определённых исследований и представленный в стандартном,
заранее согласованном виде.
Основные критерии оценки учебного исследования:
Научная значимость темы;
Обоснованность выбора методов исследования и грамотность их
использования;
Глубина и грамотность анализа полученных результатов.
2.6. Типы проектов
Типы проектов по основному виду деятельности обучающихся.
Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской
деятельности являются:
Исследовательское;
Инженерное;
Прикладное;
Бизнес-проектирование;
Информационное;
Социальное;
Игровое;
Творческое.
Типы проектов по предметно-содержательной области:
Монопроекты - ограничены одной областью знаний, при этом может
быть использована информация из других предметных областей;
Межпредметныепроекты - охватывают несколько предметных областей и
характеризуются комплексным подходом к решению проектных задач.
Типы проектов по количеству участников:
Индивидуальный проект представляет
собой
особую
форму
организации деятельности обучающихся (учебное исследование или
учебныйпроект).Индивидуальный проект выполняется обучающимся
самостоятельно и (или) под руководством учителя по выбранной теме в
рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в
любой избранной области деятельности (познавательной, практической,
учебно- исследовательской, социальной, художественно-творческой,
иной);
Групповой проект(от 2 человек до класса и более в рамках
образовательной
организации;
муниципальный,
областной,
всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся
партнерской сети, в том числе в Интернете).
Типы проектов по длительности (продолжительности) проекта: от минипроекта, реализованного на одном учебном занятии до многолетнего
проекта.
Типы проектов по инструментарию системы оценки достижения
планируемых результатов ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО:
Текущие проекты – проекты, реализуемые в рамках текущей урочной и
внеурочной деятельности на основе рабочих программ по учебным
предметам и курсам внеурочной деятельности (1-11 классы);
Индивидуальные итоговые проекты - основная процедура итоговой
оценки достижения метапредметных результатов ООП ООО и ООП СОО
(9-11 классы).
2.7. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:
А) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные
материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.)
Б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде
прозаического
или
стихотворного
произведения,
инсценировки,
художественной декламации, исполнения музыкального произведения,
компьютерной анимации и др.;
Б) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
В) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как
тексты, так и мультимедийные продукты;
Г) другие формы, предоставления результата (продукта) проектной
деятельности.
3. Общий порядок реализации проектной и учебно-исследовательской
деятельности
3.1. Проектная и учебно-исследовательская деятельность реализуется в
урочной и внеурочной деятельности (как курсовой, так и за счет внеаудиторной
занятости учителя). МБОУ «СОШ №1»может реализовывать непосредственно
курсы
(учебные
предметы,
модули)
«Проектная
деятельность»,
«Индивидуальный итоговый проект» и другие курсы, направленные на
достижение целей проектной и учебно-исследовательской деятельности в
рамках реализации Учебного плана и Плана внеурочной деятельности.
4. Порядок реализации текущей проектной и учебно-исследовательской
деятельности
4.1. Текущая проектная и учебно-исследовательская деятельность реализуется
и оценивается в соответствии с рабочими программами учебных предметов и
рабочими программами курсов внеурочной деятельностив 1 – 11 классахМБОУ
«СОШ №1».
5. Порядок реализации индивидуальных итоговых проектов на уровне
основного и среднего общего образования (9-11 класс)
5.1. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки
достижения метапредметных результатов ООП ООО и ООП СОО.
5.2.Условия реализации ООП СОО обеспечивают для участников
образовательных отношений возможность выполнения индивидуального
проекта всеми обучающимися в рамках учебного времени, специально
отведенного учебным планом.
5.3. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого
обучающегося 9-11 классов; его невыполнение равноценно получению
оценки«Недостаточный
уровеньсформированностиметапредметных
результатов ООП ООО и ООП СОО».
5.4. Процедура выполнения индивидуального итогового проекта на уровне
основного общего и среднего общего образования идентична. Различия
касаются критериев оценивания индивидуального итогового проекта.
5.5. Тему, тип и формуиндивидуального итогового проектавыбирает
обучающийся. Учащийся может самостоятельно предложить тему проекта,
согласовав ее с руководителем проекта.
5.6. Непосредственными организаторами индивидуальных итоговых проектов
выступают учителя-предметники – руководители проектов.
В обязанности руководителя проекта входит:
Подготовка перечня тем проектов;
Составление графика поэтапной работы обучающегося над проектом;
Консультирование и оказание помощи по вопросам планирования, содержания
и последовательности выполнения работы, подборе необходимых
информационных источников, формирования и представления результатов
исследования;
Контроль за ходом выполнения проекта в соответствии с составленным
графиком;
Подготовка проекта к защите;
Подготовка письменного отзыва на индивидуальный проект.
5.7. Основными функциями обучающегося являются:
Выбор руководителя проекта;
Посещение консультаций и занятий по проекту;
Ответственное отношение к работе над проектом, требованиями
рекомендациям руководителя проекта;
Использование ресурсов ОО для работы над проектом;
Представление проекта руководителю не позднее, чем за две недели до
датыЗащиты;
Подготовка проекта к публичной защите.
5.8. Выполнение индивидуальных итоговых проектов на уровне основного
общего образования может быть организовано в 8 классе в целях освобождения
учебного времени в 9 классе на подготовку к государственной итоговой
аттестации.
5.9.Выполнение индивидуальных итоговых проектов на уровне среднего
общего образования может быть организовано в 10 классе в объеме часов,
предусмотренных на весь курс среднего общего образования, в целях
освобождения учебного времени в 11 классе на подготовку к государственной
итоговой аттестации.
5.10. Циклограмма выполнения индивидуального итогового проекта на уровне
основного общего и среднего общего образования:
Этап
Подготовитель
ный
Срок
реализации
Августсентябрь
Основной
Ноябрь-март
Заключительн
ый
Апрель-май
Содержание
Установление заместителем директора по
УВР квот количества обучающихся для
выполнения проектов на каждого учителяпредметника.
Разработка руководителями проектов тем,
форм и этапов проектной деятельности, а
также форм отчетности по реализации
проекта (План проектной и учебноисследовательской деятельности учителяпредметника
на
год).Требования
к
выполнению
проектов
и
критерии
оценивания являются едиными для 9 и 1011 классов.
Самостоятельное
определение
обучающимисятемы, типа и формы
индивидуального итогового проекта, а
также руководителя проекта.
Классный руководитель формирует список
обучающихся
класса
с
указанием
выбранной
темы
проекта
каждого
обучающегося, руководителя проекта и
планируемой даты защиты проекта.
Издание приказа по школе о реализации
проектной и учебно-исследовательской
деятельности.
Разработка
плана
реализации
индивидуального
итогового
проекта
обучающегося,
сбор
и
изучение
литературы, отбор и анализ информации.
На индивидуальных консультациях выбор
способа
представления
результатов
проекта.
Осуществление обучающимся проектной и
учебно-исследовательской деятельности.
Подготовка конечного продукта.
Оформление
работы,
предварительнаяпроверка.
Защита
проекта
осуществляется
специально организованной комиссией.
Результаты
выполнения
проекта
оцениваются по итогам рассмотрения
комиссией представленного продукта,
презентации обучающегося и отзыва
руководителя.
Итоговая отметка за индивидуальный
итоговый проект на уровне основного
общего образованиявыставляется в графу
«Проектная деятельность» или «Экзамен»
в классном журнале и личном деле. В
документ государственного образца об
уровне
образования
установленного
образца – аттестат об основном общем
образовании – отметка выставляется в
строку«Дополнительные сведения».
Итоговая отметка фиксируется в документе
об уровне образования установленного
образца – аттестате о среднем общем
образовании
5.11. Требования к оформлению индивидуального итогового проекта.
Индивидуальный итоговый проект должен содержать:
Продукт проектной деятельности;
Паспорт проекта объёмом не более 6 машинописных страниц (формат А-4,
шрифт TimesNewRoman, размер 14, интервал – 1, верхнее и нижнее поле – 2 см,
правое – 3 см, левое -1,5 см, выравнивание по ширине, отступ -1.25), в котором
выделены:
Титульный лист, где указаны:
- полное наименование ОО,
- название проекта, автор и руководитель проекта, консультант,
- год его выполнения;
Пояснительную записку, в которой указаны:
- цель и задачи проекта;
- краткое описание хода его выполнения и полученных результатов;
- список литературы и материально-технических ресурсов.
Индивидуальный итоговый проект также включает краткий отзыв
руководителя проекта (рецензия).
Приложения (графики, схемы, таблицы и т.д.) Выносятся в отдельный блок.
Все страницы индивидуального итогового проекта (кроме титульного листа)
нумеруются, при необходимости оформляются ссылки.
Каждый раздел начинается с новой страницы, заголовок раздела располагается
по центру страницы, точка после заголовка не ставится.
5.12. Для защиты индивидуальных итоговых проектов обучающихся 9-11
классов в ОО создаётсяспециальная экспертная комиссия.Состав комиссии
определяется Педагогическим советом и утверждается приказом по школе.
Индивидуальный итоговый проект может быть
представлен на
ежегоднойшкольной научно-практической конференции, открытых научнопрактических конференциях различного уровня.
5.13. Требования к защите индивидуального итогового проекта.
Защита проекта производится в сроки и по расписанию,
установленномуприказом по школе.
Публичная защита индивидуального итогового проекта проводится
вустной форме с обязательной демонстрацией проектного продукта
и(или)презентации и не должна превышать 10 минут, количество слайдов
впрезентации – не более 16.
После завершения выступления обучающийся должен ответить на
вопросыкомиссии (если таковые возникли).
Публичное
представление
индивидуального
итогового
проектаобучающегося должно содержать:
Обоснование выбранной темы, доказательства её актуальности;
Цели и задачи проекта и степень их выполнения;
Обязательное
указание
на
степень
самостоятельности
проделаннойработы;
Описание возможностей применения продукта на практике в разных
сферах деятельности;
А также учитывается:
Эмоциональное воздействие на слушателей;
Правильность речи;
Артистичность;
Умение реагировать на вопросы, аргументируя свой ответ;
Дизайн проекта.
5.14. Критерии оценки индивидуальных итоговых проектов
Критерии оценки индивидуальных Критерии оценки индивидуальных
итоговых проектов на уровне итоговых проектов на уровне
основного общего образования
среднего общего образования
(9 класс)
(10-11 класс)
При
содействии
руководителя Способность к самостоятельному
проекта,способность
поставить приобретению знаний и решению
проблему
и
сформулировать проблем, проявляющаяся в умении
основной
вопрос
исследования, поставить
проблему
и
выбрать адекватные способы ее сформулировать основной вопрос
решения, включая поиск и обработку исследования, выбрать адекватные
информации, формулировку выводов способы ее решения, включая поиск
и/или
обоснование
и и
обработку
информации,
реализацию/апробацию
принятого формулировку
выводов
и/или
решения, обоснование и создание обоснование
и
модели, прогноза, макета, объекта, реализацию/апробацию
принятого
творческого решения и т.п.
решения, обоснование и создание
модели, прогноза, макета, объекта,
творческого решения и т.п.
Сформированность
предметных
знаний
и
способов
действий,
проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и
обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой
использовать имеющиеся знания и способы действий
Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной
деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для
достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудных ситуациях
Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении
ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты,
аргументированно ответить на вопросы
Карта оценки индивидуального итогового проекта является Приложением №2 к
настоящему Положению.
При
оценке
индивидуального
итогового
проекта
выделяется
2
уровнясформированности навыков проектной деятельности: базовый
иповышенный,
главное
отличие
которых
состоит
в
степени
самостоятельностиобучающихся в ходе выполнения проекта.
Уровень определяется по следующему алгоритму: если по трем критериям
определен базовый уровень, то общая оценка за индивидуальный итоговый
проект – «Базовый уровень выполнения итогового проекта»; если по трем
критериям определен повышенный уровень, или по двум критериям (среди них
должен
быть
критерий
«Самостоятельноеприобретениезнаний
и
решениепроблем») определен повышенный уровень, то общая оценка за
индивидуальный итоговый проект – «Повышенный уровень выполнения
итогового проекта».
6. Заключительные положения
6.1.
Настоящее
Положение
обсуждается
и
принимается
Педагогическимсоветом ОО и утверждаетсяприказом по школе.
Приложение №1
План
Проектной и учебно-исследовательской деятельности учителяпредметника на __________год
Этап
Срок
Содержание
реализации
Представление
результата
Приложение к Плану проектной и учебно-исследовательской деятельности
учителя-предметника на год
ФИО
Название
обучающегося проекта
Тип
проекта*
Результат
(продукт)
проектной
деятельности**
*Выбрать:
Индивидуальный или групповой;
Монопроект или межпредметный;
Типы
проектов
по
основному
виду
обучающихся(см.П.2.6.Настоящего Положения);
Промежуточный или итоговый индивидуальный проект.
** Выбрать из п.2.7. Настоящего Положения
Для
промежуточных
проектов
–
требования
и
критерии
оценивания,
сроки защиты
деятельности
Приложение №2
Карта оценки индивидуального итогового проекта
КРИТЕРИЙ
1. Самостоятельное
Приобретение
Знаний и решение
Проблем
2.Сформированность
Предметных знаний
И способов
Действий
3.Регулятивные
действия
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Базовый
Повышенный
-работа в целом
- работа в целом
Свидетельствует
о Свидетельствует
о
способности
способности
Самостоятельно с опорой Самостоятельно
на
ставить
Помощь
руководителя Проблему и находить
ставить
пути её
Проблему и находить Решения;
пути её
-продемонстрировано
Решения;
Свободное владение
-продемонстрирована
Логическими
Способность приобретать операциями,
Новые знания и /или Навыками
осваивать
критического
Новые способы действий; Мышления, умение
показано
умение Самостоятельно
достигать
мыслить;
Более
глубокого -продемонстрирована
понимания
Способность на этой
Изученного.
основе
Приобретать
новые
знания
И/или осваивать новые
Способы
действий,
достигать
Более
глубокого
понимания
Проблемы.
-продемонстрировано
-продемонстрировано
Понимание содержания
Свободное
владение
Выполненной работы;
предметом
-в работе и ответах на Проектной
вопросы
деятельности;
По содержанию работы
-ошибки отсутствуют.
Отсутствуют
грубые
ошибки.
-продемонстрированы
-работа тщательно
навыки
Спланирована и
4.Коммуникативные
действия
Определения темы и
Планирования работы;
-работа
доведена
до
конца и
Представленакомиссии;
-некоторые этапы
Выполнялись
под
контролем и
При
поддержке
руководителя;
-показано умение
Анализировать
и
распределять
Информацию;
-при этом проявляются
Отдельные элементы
Самооценки
самоконтроля
Обучающегося.
-продемонстрированы
навыки
Оформления проектной
работы
И
пояснительной
записки, а
Также подготовки
Презентации;
-автор чётко и
Аргументированно
отвечает на
Вопросы.
Последовательно
реализована,
Своевременно
пройдены все
Этапы обсуждения и
Представления;
-контроль и коррекция
Осуществлялись
Самостоятельно.
-тема ясно определена
и
Пояснена;
-текст
хорошо
структурирован,
Мысли
выражены
логично и
Последовательно,
аргументы
Подобраныверно;
-проект
вызывает
интерес с
Практической
точки
зрения;
-автор
свободно
отвечает на
Вопросы.